Назад к списку

Депрессия. Часть 1

 Международный день борьбы с депрессией будет отмечаться в этом году 24 марта, но мне не хочется ждать эту дату, чтобы поговорить с вами о заболевании, которое всё больше поражает жизнь, личность современного человека. На сегодняшний день Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сравнивает депрессию с эпидемией. И тревогу бить строит, так как к 2020 году депрессия вышла на второе место в мире – среди болезней, приводящих к потере трудоспособности.


Впервые я узнала о ее масштабах, когда начала работать в службе доверия. Про депрессию буду рассказывать всю неделю, предоставленную для вас информацию я брала из научных источников: статей, книг, сайтов (названия, ссылки предоставлю), личного опыта. В большинстве я буду писать, как рассматривается депрессия с точки зрения экзистенциально-аналитического подхода, который я применяю в работе с клиентами.

О депрессии писать трудно компактно, ведь у нее много обликов, причин и следствий, но я постараюсь выделить для вас только самое важное. Мне бы очень хотелось, чтобы вы поделились и своим опытом тоже. Возможно вы, или ваши близкие пережили или все ещё переживают состояние бессилия и безнадежности, прибывая в неизвестности - что делать, как понять что происходит или все ещё в раздумьях - стоит ли обращаться за помощью к специалистам. И ваш опыт может быть полезен другим.Все по порядку. Депрессия – это психическое расстройство, в ходе которого снижается внимание, активность человека, его интерес к реальности и собственно к самой жизни, сопровождается чувством: ничего нельзя сделать и изменить, тяжесть определяется степенью нарушения переживания ценности жизни. 

Депрессия затрагивает и наносит вред всем трем измерениям человека: душе, телу, психике, но также и его внешнему миру. Помните, что верный диагноз – депрессия, может поставить только психотерапевт или психиатр. Не рекомендую заниматься самолечением при серьезных симптомах (о них позже), а при их наличии сразу обращаться за помощью к специалистам.

Здоровому человеку трудно понять того, кто находится в состоянии депрессии. Как часто болеющий человек слышит: «Прекрати ныть! Ты еще не устал/а от этого? Соберись с силами, у тебя семья, работа, бизнес! Хватит причитать, сколько можно. Было бы из-за чего переживать. Будь мужественным. Выпей успокоительное. Хватит притворяться». Ведь мало кто знает, что этот человек ничуть не притворяется: он действительно ощущает душевное, а порой и физическое бессилие, иногда такое, что ему трудно не то чтобы встать с кровати, но и просто поднять руку. Он обесточен тягостным чувством вины, потому что считает себя источником страданий, усталости окружающих его людей, он и сам от себя устал, и это для него невыносимо. 

Если вы спросите человека, испытывающего душевную боль, то получите универсальный ответ: «я не могу жить свободно и получать от жизни удовольствие».Чтобы выразить опыт депрессивно-душевной боли в метафоре: вы можете представить себе человека, который стоит перед очень высокой горой и смотрит из самого дна долины наверх, на вершину. Гора вверху окунулась в яркий солнечный свет, возвышаясь с достоинством в светлом небе, производит впечатление очень свободной стихии, вызывает праздничное настроение…Быть там, наверху было бы самым прекрасным счастьем.Но депрессивный человек – в самом низу, в долине. Здесь темно, тенисто и холодно…Слишком уставший этот человек, и слишком крута эта гора. Другие люди, вероятно сумеют играючи, не прикладывая никаких физически усилий справиться с этой тяжелой задачей - подняться на эту великолепную гору и прогуливаться под солнцем. Иногда их крики и смех доносятся вниз, в долину. Но наш человек стоит внизу и не видит, и не чувствует никакой возможности самому подняться в эти прекрасные высоты.Как парализованный он находися в этом состоянии и не двигается. Он смотрит и видит, как далек от него этот мир. Он потерял веру в то, что все будет хорошо, ощущает только слабость, скованность, чувствует как силы для принятия решений и средства для достижения целей не дают желаемого результата. В этой безнадежной ситуации, которую он не может изменить, иссякает последняя внутренняя мотивация - прийти в тот далекий мир, теплый, светлый и оживленный. 

Этот депрессивно-парализованный человек испытывает сильную душевную боль. Он испытывает ее потому, что его дух несмотря на всю парализованность остался невредимым и по-прежнему функционирует хорошо. Он видит какой должна быть жизнь, но если только видеть это, но не чувстовать, что ты этого достиг, то это приводит как состоянию невыносимой безнадежности, к отказу каких-либо дествий из-за того, что пропала надежда на достижение целей. Это чувство захватывает этого человека целиком и полностью…с головы до пят, душу и тело, но не сам дух. Человек дает оценку - так быть не должно. Что вот так жить – не хорошо, и он не является полностью собой. Да, и он прав, жизнь не должна быть такой, не должно быть так, что лучшее недостижимо только для него. Он видит – но видеть это ему невыносимо, что жизнь существует, бурлит у других, и он отступает, ему хочется заползти куда-нибудь, чтобы спрятаться там в темнице, уйти подальше, чтобы быть одному, потому что свет других слепит ему глаза. Он не слышит мотивационных призывов от других, потому что внутри его поселилось чувство безнадеги, бессилия, но все ещё живет надежда на то, что-то может измениться...

Источник, приведенной метафоры: "Воплощенная экзистенция"Алфрид Лэнгле